Пиво в России может стать алкогольным напитком.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка разработала специальный законопроект. Несмотря на общеизвестный факт наличия в традиционном пиве в среднем от 4 до 7 объемных процентов этилового спирта, этот напиток в России не отнесен к категории алкогольных. Он считался и пока считается освежающим. Борцы за трезвый образ жизни невысокого мнения о намерении государства привести пиво к одному знаменателю с водкой, вином и коктейлями.
Директор медицинских программ фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Сергей Полятыкин уверен, что борьба с пьянством здесь ни при чем, а пивной рынок сотрясает "водочное лобби":
– В принципе, любые меры, которые направлены на ограничение потребления алкоголя, можно только приветствовать. Однако, наблюдая за робкими шажками "Росалкогольрегулирования", можно заметить, что эти меры крайне недостаточны и малоэффективны. Несмотря на то, что принятая антиалкогольная стратегия подразумевает снижение потребления алкоголя, положение об органе, которое эту стратегию должно реализовывать, уже не ставит перед "Росалкогольрегулированием" задачу по снижению потребления – а только по регулированию оборота алкоголя. Если посмотреть, кто претворяет в жизнь стратегию, мы увидим, что в руководстве "Росалкогольрегулирования" достаточно много выходцев из алкогольной индустрии. Сам руководитель этого органа Игорь Чуян начал трудовую деятельность, естественно, в Санкт- Петербурге, на заводе игристых вин. Я не могу представить, как они могут одной половинкой мозга думать о том, как бы на пользу населения снизить потребление алкоголя, а другой половинкой – заботиться о том, как бы повысить свое благосостояние. В общем-то ясно, почему такие меры неэффективны.
– По новому законопроекту эти меры будут касаться и пива: его нельзя будет продавать в таре крупнее 0,33, продажа его будет требовать лицензии. Стало быть, его не станет в киосках, и реклама его будет затруднена в общественных местах.
– Это отражение борьбы разных алкогольных кланов. Есть несколько крупных кланов – это производители пива, водочники, виноделы и те, кто продает суррогаты в банках, коктейли так называемые, – последние занимают маленький процент, сегментик. Они между собой все время борются. Был период, когда производители пива побеждали, теперь водочники вроде бы начинают брать верх, поэтому и по пиву сейчас начинаются ограничения. Но нам от этого не легче, потребление алкоголя не падает, потому что люди все равно потребляют градус для опьянения. Не литры потребляют, а градусы.
– Подводя итог, можем сказать, что предлагаемый "Росалкогольрегулированием" закон не имеет отношения к такой цели, как уменьшение потребления алкоголя – и пива в частности?
– Совершенно верно. Это лишь косметика, дымовая завеса, потому что отчитываться-то надо. Это отражение внутривидовой борьбы производителей и продавцов алкоголя.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз сомневается в том, что пиво в России конкурирует с крепким алкоголем:
– Пиво всегда было напитком, который конкурировал с безалкогольной продукцией. Никогда в России пиво не конкурировало с алкоголем: ни с водкой, ни с коньяком, ни с крепким алкоголем, ни даже со слабоалкогольными напитками в баночках. Поэтому оно и продавалось на каждой остановке. Это напиток для утоления жажды. Поэтому никакого отношения водочные компании не имеют к сокращению, которое планируют на пивном рынке.
Россия – страна особая. Если в Европе это возможно, то в России никогда пивная продукция не сможет конкурировать с крепким алкоголем, ни при каких условиях
Почему пиво предполагают подвести под алкогольное законодательство? Процесс можно назвать алкоголизацией страны, можно назвать ростом потребления алкоголя в России, но последние лет семь-восемь он происходил в основном как раз за счет потребления пива. И если рассматривать структуру потребления алкоголя, переведя все в абсолютный алкоголь, то есть в стопроцентный спирт, то на душу у нас приходится в районе 14,5-15 литров. Так вот, пива в составе показателя абсолютного алкоголя – 30 процентов. Поэтому пиво, безусловно, является алкогольным напитком.
На самом деле рост пивного рынка подставил весь алкогольный рынок, что и спровоцировало обострение борьбы. Пивной рынок получил массу преференций со стороны государства, начиная с 1995 года. Это привело к тому, что государство вообще перестало обращать внимание на винный рынок, на виноградарство и виноделие в России. Пивные компании получили такую лояльность только по одной причине – они убедили государство в том, что смогут изменить структуру потребления, что пиво сможет заменить крепкий алкоголь. Но Россия – страна особая. Если в Европе это возможно, то в России никогда пивная продукция не сможет конкурировать с крепким алкоголем, ни при каких условиях.
– А другие условия существования пивного рынка не гарантируют того, что будет больше внимания уделяться винному рынку?
– Запретительные меры должны проработать, я думаю, хотя бы год, полтора, два, чтобы пришло понимание, что запретами ничего не добьешься (ведь ничего не добились запретами и в западных странах). После этого придет период уже более вдумчивого отношения к рынку. С 2008 по 2010 год пивной рынок, по моим расчетам, потерял 17 процентов. Если этот закон будет принят в том виде, в котором его предложило "Росалкогольрегулирование" - то есть, в случае, если пиво признается полноценным алкогольным напитком, запрещается реклама, вводится лицензирование, пиво уходит из киосков, пиво переводится в новую тару, не более 0,33 литра, – я думаю, пивной рынок потеряет еще процентов 15. Но, я думаю, примерно с 2012 года государство начнет принимать меры для восстановления пивного рынка. Вино, пиво – это будут два базовых напитка, на которые государству придется опираться для изменения структуры потребления. Рынок слабоалкогольных коктейлей в баночках, я думаю, государство все-таки угробит, осталось уже недолго.
Источник: http://www.svobodanews.ru/content/article/2024439.html