По данным издания «Ведомости», в России, скорее всего, запретят не только рекламу пива в электронных СМИ, но и вообще рекламу любого алкоголя в интернете. Действие закона о рекламе планируют распространить на сетевые ресурсы. Комитет по экономполитике Госдумы сегодня будет рекомендовать к принятию законопроект единороссов, запрещающий рекламу слабоалкогольных напитков на сайтах, зарегистрированных как СМИ. В этот же депутаты намерены запретить рекламу алкоголя любой крепости на любых сайтах. Концепцию готовящихся поправок одобрили в Кремле.
С 23 июля вступает в силу новая редакция закона «О рекламе», в которой установлены новые правила рекламы спиртного. Теперь продвижение алкоголя будет запрещено на первой и последней страницах печатных изданий, на ТВ и радио, в наружной рекламе (за исключением помещений магазинов, торгующих алкоголем). В интернете по новой редакции закона рекламировать алкоголь можно, если он крепче 5%.
Законопроект, который сегодня одобрит комитет, предлагает запретить рекламу алкоголя еще и в интернет-СМИ. А ко второму чтению в него внесут поправку, распространяющую запрет на всю рекламу алкоголя в интернете. Руденский объясняет это заботой о молодежи: она активно пользуется социальными сетями, которые как раз и не зарегистрированы как СМИ.
Кроме того, продолжает Руденский, в ближайшее время будет внесен отдельный законопроект: сфера применения закона о рекламе будет распространена на сети электросвязи, в том числе интернет (раз уж этот закон регулирует интернет-рекламу). За соблюдением закона о рекламе следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), она же будет контролировать и рекламу в интернете — в частности, определять, что является рекламой, а что — нет. «ФАС будет решать, считать ли информационный сайт производителя алкогольных напитков рекламой — закон позволяет определить ведомству, что можно отнести к рекламе, но едва ли такие нюансы возможно прописать в законе», — сказал собеседник «Ведомостей» в аппарате Госдумы.
За нарушение рекламного законодательства ст. 14.3 КоАП предусмотрены штрафы: для физлиц — до 2500 руб., для должностных — до 20 000 руб., для юрлиц — до 500 000 руб., напоминает Руденский.
ФАС перспектива контролировать весь интернет озадачивает. «Мониторинг всего интернета — это невозможно при том штате, который у нас есть. Сплошной контроль мы ввести не сможем. Только выборочный», — говорит заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.
Он объясняет, что служба уже пыталась в тестовом режиме проанализировать распространение в интернете рекламы алкоголя: «При наборе определенных слов нам высыпалось 57 000 сайтов. Контроль здесь возможен, только как в общественном транспорте: поймал безбилетника — выписал штраф». Однако, по словам Кашеварова, вероятность быть пойманным стимулирует соблюдение закона.
«Если пройдет поправка о распространении действия закона о рекламе на весь интернет, если запретят всю рекламу алкоголя, то у производителей этих напитков останется только одна возможность — конкуренция на полках магазинов», — рассуждает управляющий директор BBDO Андрей Брайович. Он считает, что было бы разумнее жестче контролировать продажу алкоголя несовершеннолетним и употребление спиртного в неположенных местах.
Производитель водки «Хортица» ежегодно тратит на продвижение в интернете 10-15% маркетингового бюджета, говорит гендиректор Global Spirits («Хортица») в России Сергей Величко. «Дальнейшее ужесточение правил лишит производителей возможности коммуницировать с потребителем, а это, на мой взгляд, равносильно ограничению конкуренции. Новому продукту на рынке станет очень трудно появиться и утвердиться, доли существующих игроков фактически заморозятся», — считает он.
На алкоголь едва ли приходится больше 1% всей интернет-рекламы, говорит гендиректор IMHO VI Арсен Ревазов. В 2011 г., по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, на рекламу в интернете было потрачено 41,8 млрд руб.
Крупнейшие сетевые игроки и так соблюдают закон о рекламе, утверждает топ-менеджер крупной интернет-компании. «На “Яндексе”, например, внутренними правилами запрещена реклама алкоголя за исключением случаев, когда рекламируется какое-то событие, а производитель алкоголя выступает в роли спонсора. Такие же жесткие правила у “В контакте”, чуть мягче — у Mail.ru. Так что ничего серьезного с рынком рекламы в интернете не произойдет», — говорит он.
Новость со ссылкой на:
Ведомости
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.