Изменения пивоваренной отрасли в России в 2014 году
«Ответственное потребление алкоголя – это норма общественного поведения, которая не может появиться из ниоткуда, ее необходимо развивать». Андрей Ерин, эксперт пивоварения.
Что ждет пивоваренную отрасль в России в ближайшие годы? Какие нововведения произойдут для пивоваренных компаний и торговцев в 2014 году? А также новые подробности об изменении законодательства о продаже пива с 21 года, о введении лицензии на пиво и об отказе Союза Российских пивоваров от ПЭТ-Бутылок. Обо всем этом мы побеседовали с экспертом в области пивоварения - директором по корпоративным отношениям компании ОАО «САН ИнБев» Андреем Ериным.
Справка
ОАО «САН ИнБев» - российское подразделение крупнейшего пивоваренного концерна «Анхойзер-Буш ИнБев», работающее на пивоваренном рынке уже 14 лет. Компании принадлежат 7 современных заводов в крупных российских городах. Философия компании: формирование у населения культуры цивилизованного потребления алкоголя и борьба с ранним алкоголизмом. К тому же компания придерживается высоких стандартов качества и бережно относится к окружающей среде.
Андрей, здравствуйте. Сейчас разрабатывается законопроект о введении лицензии на производство и оборот пива свыше 300 тыс. декалитров в год. Как Вы думаете, это повлияет на всю отрасль пивоварения?
Мы убеждены, что лицензирование в пивоваренной индустрии – чрезмерная, ничем не обоснованная, с учетом прозрачности отрасли, нагрузка. В условиях постоянно возрастающей регулятивной нагрузки введение лицензирования будет иметь однозначно отрицательные последствия для отрасли. На сегодняшний день собираемость акцизов в пивоваренной индустрии приближается к 100%. Однако при возрастающей налоговой нагрузке некоторые недобросовестные локальные производители могут уйти в тень, чтобы сохранить рентабельность бизнеса.
Во всех регионах своего присутствия производственные предприятия «САН ИнБев» входят в число крупных и крупнейших налогоплательщиков. Зарплаты наших работников на этих заводах выше, чем в среднем по рынку в регионе. На всех предприятиях компанией проводятся институциональные программы в рамках социальной ответственности бизнеса. Из-за запретов и ограничений, по экономическим причинам, крупнейшим пивоваренным компаниям в последние годы уже пришлось закрыть 5 заводов на территории России. На наш взгляд, это серьезный сигнал к пересмотру государственной политики законодательных ограничений, в сторону смягчения. Мировая практика требует усиления регулирования с увеличением градуса напитка.
Вы позиционируете себя как компания, которая уделяет много внимания проектам по формированию культуры цивилизованного употребления алкоголя. В частности, вы против употребления алкоголя за рулем и несовершеннолетними. Думаю, я не ошибусь, если скажу, что вы полностью поддерживаете закон об ограничении употребления алкоголя молодыми людьми до 21 года. Чтобы Вы сказали тем молодым людям, которые очень громко протестуют против данного закона и говорят, что этим не поможешь в борьбе с ранним алкоголизмом, кому надо будет, то все равно найдет, что выпить?
Социальная ответственность нашей компании как производителя пива прежде всего направлена на пропаганду ответственного потребления нашего продукта. Мы поддерживаем стремление российских властей к снижению уровня алкоголизации населения и ограничения доступа несовершеннолетних к алкогольной продукции.
Сейчас активно обсуждается вопрос об ограничении употребления алкоголя молодыми людьми до 21 года. Уверены, что подобные законодательные инициативы и высказывания идут вразрез с нормами российской Конституции (как минимум ст.60) и других нормативных правовых актов (например, 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе). В частности, ст.60 Конституции говорит о том, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, ст. 21 ГК РФ устанавливает момент наступления дееспособности (т.е. способности приобретать и осуществлять гражданские права, и исполнять гражданские обязанности) - 18 лет. Очевидно, что совершеннолетний гражданин вправе сам определять свою позицию об употреблении алкогольных напитков.
Таким образом, попытки санкционировать принятия норм об ограничении употребления алкоголя молодыми людьми до 21 года, как нам видится, входят вразрез с существующим законодательством и не имеют под собой каких-либо обоснований.
Считаем, что проблему алкоголизации необходимо решать через эффективное использование образовательных программ. Компания «САН ИнБев» и Союз российских пивоваров готовы участвовать во внедрении подобных инициатив, которые основаны на лучшем мировом опыте.
Употребление алкоголя не должно наносить вред ни человеку, его употребившему, ни его окружению, поэтому ответственное потребление алкоголя также означает отказ от вождения автомобиля в состоянии опьянения и занятий другой деятельностью, требующей особой внимательности и координации - работа со сложными механизмами, занятия спортом и другое.
Мы производим наше пиво, чтобы потребители наслаждались этим напитком ответственно и уделяем должное внимание развитию культуры ответственного потребления пива.
Ежегодно компания реализует множество социальных проектов, направленных на борьбу с продажей алкоголя несовершеннолетним, на предотвращение вождения в состоянии опьянения, воспитание подростков и пропаганду культуры умеренного потребления пива.
Ответственное потребление алкоголя – это норма общественного поведения, которая не может появиться из ниоткуда, ее необходимо развивать. В Европейских странах на ее становление потребовались века. Это долгосрочная и непростая задача, но мы верим, что совместными усилиями пивоваров, государства, правоохранительных органов, родителей и всех жителей России в обществе можно воспитать эту культуру.
Среди таких проектов - ежегодная международная акция «Не оставайся равнодушным», региональная акция «Есть 18? Подтверди!», социальная информационная кампания МВД России и Союза российских пивоваров.
Кроме того, в рамках Союза нами проводится комплексная работа в направлении воспитания правильного отношения к алкоголю в семье. Мы активно участвуем в обучающей программе «Семейный разговор» для родителей и учителей.
Призыв полностью отказаться от алкоголя или слишком жесткие нормы по его употреблению, как показывает история, малоэффективны. С употреблением алкоголя связаны многие устоявшиеся традиции, это часть культуры. Более того, производство пива и другого алкоголя – это огромная отрасль экономики, приносящая нашей стране большой доход в виде налоговых отчислений и рабочих мест, предоставляемых населению.
Кроме того, не следует забывать и психологию человека. То, что запрещено, нередко становится очень притягательным. И чем строже запреты, тем сильней тяга отведать "запретный плод". Достаточно распространенной реакцией на призыв не пить вовсе является чувство протеста, причем, именно у здравомыслящих людей, которые говорят: "Я взрослый человек и сам буду определять, пить мне или нет, когда и сколько".
Идея же ответственного потребления апеллирует к разуму здравомыслящего человека, предлагая ему подумать о последствиях употребления алкоголя и принять ответственное решение. Т.е. предлагает ему партнерство, а не диктат.
Ваша компания придерживается высоких стандартов качества производства, а философия Вашей компании — бережное отношение к окружающей среде. Как Вы относитесь к решению Союза российских пивоваров отказаться от розлива пива в ПЭТ-бутылки с 2014 года? Не повлияет ли такое решение на увеличение расходов при изготовлении пива, а затем и его стоимости?
Компании, входящие в Союз пивоваров России, в том числе и «САН ИнБев», с 1 января 2014 года прекращают производство пива в ПЭТ-упаковке объемом более 2.5 литров и пива с содержанием этилового спирта более 6% в ПЭТ-упаковке более 2 л. Данная инициатива Союза связана с тем, что мы поддерживаем идею ответственного потребления пива и разделяем общественную озабоченность проблемой алкоголизма. Наше решение продемонстрировало готовность отрасли к эффективному саморегулированию.
Что касается вопросов экологии, то у ПЭТ есть много достоинств, о которых многие и не подозревают. При выпуске ПЭТ-бутылки расходуется значительно меньше энергии, чем при изготовлении алюминиевой или стеклянной тары. Также пластиковая тара занимает на 20% меньше места, что дает возможность экономить топливо и снижать выбросы в атмосферу при перевозке продукции. Вторичную же переработку ПЭТ можно довести до 100%. По одним технологиям из него получают нетканые материалы, по другим – пластик пищевого назначения. ПЭТ-упаковка обладает целым комплексом свойств, которые определяют выбор производителей продукции в ее пользу. Она не вступает во взаимодействие с продуктом и имеет низкую себестоимость. К тому же, такая тара не бьется и мало весит. Поэтому использование ПЭТ-упаковки выгодно как с точки зрения потребителя и производителя, так и защиты окружающей среды.
Бережное отношение к окружающей среде – один из постулатов социальной ответственности «САН ИнБев». На предприятиях компании используются современные Биологические очистные сооружения. Такие объекты еще редкость для России. Это инвестиции в виде лучших мировых технологий в экологию страны.
Так Пермский филиал «САН ИнБев» стал первым, кто реализовал проект «Зеленый офис», разработанный GreenPeace. В результате он был внедрен уже на всех заводах Компании в странах Центральной и Восточной Европы, причем именно на основе пермского опыта. Данный проект позволяет в результате простых и не затратных мероприятий, связанных с экономией электроэнергии, тепла, бумаги, воды, раздельным сбором отходов и правильным обращением с ними, снизить потребление ресурсов и сокращение административных расходов на содержание офисов на 10-15%.
Вот уже более 10 лет «САН ИнБев» реализует в России долгосрочную социальную программу под девизом «Нам здесь жить!». Ее задача – помогать жителям городов и областных центров, где находятся предприятия компании, сделать их чище, уютнее, комфортнее. Например, сотрудники «САН ИнБев» вместе с местными жителями регулярно выходят на субботники. Компания проводит конкурсы на лучший двор, строит комплексные спортивные площадки, зимой осуществляет заливку катков, принимает активное участие в решении вопросов озеленения и благоустройства территорий, а также в новогоднем украшении городов.
21 ноября 2013 состоялся Форум пивоваров. Принимали ли Вы участие в данном мероприятии? И какие насущные вопросы решались на Форуме?
Участники Форума обсудили текущее состояние пивоваренного рынка и перспективы его развития. Пивоваренная отрасль России переживает не лучшие времена. Объем производства пива в России с 2008 года, по данным Союза российских пивоваров, сократился более чем на 18%. Падение по итогам третьего квартала 2013 г. составило еще 9% и негативная тенденция сохраняется. По оценкам экспертов, прибыльность предприятий отрасли за 2010-2012г.г. снизилась в среднем на 40%. Не только средние, но и достаточно крупные предприятия вынуждены прекращать свою деятельность.
При этом за последний год состав компаний-членов Союза российских пивоваров увеличился почти вдвое. Это свидетельствует о том, что пивовары осознают важность коллективной работы в отстаивании интересов отрасли. Союз намерен и далее объединять всех производителей пива в России, продолжая активную работу по улучшению имиджа индустрии и защите права на ведение бизнеса, а также добиваться увеличения разрыва в ставке акциза на крепкий алкоголь и пиво.
На Форуме пивовары стран Таможенного союза договорились об усилении консолидации для улучшения условий ведения бизнеса и развития диалога с властью на межгосударственном, национальном и региональном уровнях и подписали Соглашение о сотрудничестве между Гильдией пивоваров Белоруссии, Союзом пивоваров Казахстана и Союзом российских пивоваров. Участники форума также ознакомились с разработанным проектом Кодекса чести пивовара.
Спасибо за беседу! Удачи в работе!
Беседу вела Екатерина Кудрявцева,
Дата публикации: 11 декабря 2013 г.
Перепечатка запрещена.
Игорь 11.05.2014 13:12
Философия компании: формирование у населения культуры цивилизованного потребления алкоголя и борьба с ранним алкоголизмом. К тому же компания
придерживается высоких стандартов качества... (из справки в начале интервью) .............................................................................................................................................. По поводу "борьбы". Сказано точно.Хлебнёшь СанИнбевского "пивка" и больше никогда не захочешь.Интересно,сами заморские хозяева пробовали эту микстуру? Не экологией надо заниматься, а пивоварением но тут, похоже, проблемы...
Игорь 12.12.2013 17:53
Отличное интервью!
По поводу лицензирования - это, конечно странно со стороны государства! Итак зажимают уже жестоко. Как бы контрафакт не попёр
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.